Фрагмент для ознакомления
2
Тит Макций Плавт, родившейся, приблизительно, в 250 году до нашей эры в Сарсине, был выдающимся римским комедиографом, рабо-тавшим в жанре паллиаты. За свою долгую жизнь он написал около 130 произведений, из которых до нашего времени сохранилось только 20.
Тема рабства широко освещена в комедиях Плавта, что не удиви-тельно. Во-первых, расцвет творчества Тита Макция приходится на пери-од пунических войн между Римской Республикой и Карфагеном. В Рим во множестве привозятся захваченные рабы, начинается рассвет рабовла-дельческого производства. Во-вторых, сам Плавт, старавшийся избегать в своих комедиях политических тем, детально описывает быт и взаимоотно-шения людей. Соответственно вопросы сосуществования с невольниками, волновавшие римских граждан в то время, не остались без его внимания.
Так или иначе, мы можем использовать комедии в качестве источ-ника в исследовании проблемы рабства в Риме. Но, вопрос в другом: акту-ально ли подобное исследование сегодня? Несомненно, ведь до сих пор мы не можем чётко определить степень правоспособности раба. Также возни-кают другие не маловажные вопросы, например, мог ли раб обладать соб-ственным имуществом? Какие существовали категории рабов, чем они от-личались? Попробуем найти ответы на эти вопросы, используя для этого такие комедии Тита Макция Плавта как: «Ослы», «Касина», «Пленники» и «Псевдол».
Глава 1. Рабство в Древнем Риме
1.1 Число рабов и место их применения
Среди историков бытуют разные мнения о том, кто является глав-ным героем комедий и для какой категории населения они создавались. Одни придерживаются мнения, что Плавт творил для городского плебса, а главным героем своих комедий делал раба, которому симпатизировал и сочувствовал[3]. Другие ученые считают, что комедиограф делал основ-ным героем своих произведений богатого хозяина рабовладельческий виллы, и социальные симпатии Плавта были именно на стороне зажиточ-ных граждан[4]. Вопрос об идеологической направленности творчества Плавта является весьма спорным. В комедиях высмеиваются как пороки богатой прослойки населения, так и низкие качества подневольных людей, поэтому сложно однозначно сказать, кому симпатизировал комедиограф.
Необходимо также отметить специфику данных источников. В первую очередь, недопустимо прямое толкование сценических ситуаций и чрезмерное увлечение театральной стороной комедий. Очень важно уметь правильно разграничить юмористически абсурдную ситуацию, которая несет в себе исключительно комедийный мотив, и реальную ситуацию, ко-торую можно использовать для исторического анализа.
Во – вторых, необходимо задаться вопросом, насколько точно ко-медии отражают римскую действительность, эпоху. Из – за смешения рим-ского с греческим в комедиях порой бывает трудно выявить именно рим-ские реалии. Иногда комедиограф лично объясняет не свойственные рим-ской действительности моменты. Так, в прологе к «Касине» Плавт разъяс-няет зрителям возможность рабских свадеб, которые вполне обыденны для Греции, но не типичны для Рима. Можно сделать вывод, что если специ-альных подробных авторских объяснений нет, то происходящее в комеди-ях вполне можно считать возможным и типичным для римской действи-тельности.
В – третьих, хочется отметить язык данных комедий. Лексика в ко-медиях необычайно богата, но, к сожалению, нелегко поддается художе-ственному переводу[5]. Кроме того, среди литературных особенностей данных источников будет то, что герои комедий нередко носят «говоря-щие имена»: Псевдол – обманщик, Симия – обезьяна, Гарпаг – крюк и т.д. Видимо, комедиограф использовал этот прием для создания еще большего комизма. Юмор автора хочется особенно подчеркнуть: многие бытовые ситуации, происходящие во II в. до н. э., сохранили свою комедийную ак-туальность и в наши дни.
По Карлу Марксу, рабовладельческая социально-экономическая формация охватывала всю историю Древнего мира.
«Рабовладельческий строй — общественно-экономическая форма-ция, основанная на эксплуатации классом рабовладельцев класса рабов, которые не только лишены собственности на средства производства, но и сами являются собственностью своих хозяев, как «говорящие орудия тру-да».
По Карлу Марксу, рабовладельческая формация началась с исто-рии первых государств в Египте и Месопотамии в III тысячелетии до н. э., и закончилась с падением Западной Римской империи. Несколько поколе-ний населения в СССР выросли в представлении о рабовладельческом строе, при котором основные материальные ценности создавались рабами, а главным вопросом жизни общества были отношения рабов и рабовла-дельцев.
Но никакого «рабовладельческого строя» никогда не было и не могло существовать: просто потому, что рабский труд в принципе менее эффективен, чем труд свободного человека.
Никогда и ни в каком обществе рабский труд не может создать ос-новную часть материальных ценностей. Даже рьяных марксистов смущало то, что «античное рабство» — рабство в Греции и в Риме, было совсем не таким, как в странах Восток: в том числе потому, что рабов в самых раз-витых полисах Эллады и в Риме и правда необычно много. Для многих ис-ториков сама мысль, что Греция и Рим — какие-то исключения из общего правила, долгое время звучала крамолой и посягательством на гениаль-ность Карла Маркса. Тем не менее, идея исключительности Греции и Рима все чаще возникали в профессиональном сообществе.
Если думать не заклинаниями Маркса и его толкователей, а эконо-мическими реалиями, становится понятной причина ввоза большого числа рабов в самые развитые полисы Греции и в Италию, объединенную Римом. Куда всегда ввозят рабочую силу (или куда она въезжает сама)? Туда, где в ней возникает острая потребность. Так после Второй мировой войны по-тянулся ручеек гастарбайтеров в Европу. Рабы Древнего Рима — это га-старбайтеры 1 века н. э.
Отток населения из Италии, приток в Италию материальных ресур-сов и интенсификация хозяйства Италии происходят одновременно. Импе-рия нуждается в солдатах и чиновниках — жители Италии уходят строить Империю. Чем лучше они ее строят — тем больше материальных ценно-стей появляется в Италии. Тем сложнее и разнообразнее ее хозяйство....и тем сильнее дефицит рабочих рук.
Должен же был кто-то строить очередной форум, откармливать гу-сей, обрабатывать металл, собирать оливки и ремонтировать акведуки? Уходя из хозяйства, граждане Рима создавали экономику, которая требо-вала все больше работников.
«Античное рабство» существовало лишь исторически короткий срок: в Афинах — на взлете экономики в VI-V в. до н. э., в Риме — в эпоху максимального расширения государства.
Трудно подсчитать общее число людей, ставших рабами за века расширения Римского государства: для этого просто нет достаточных данных.
Чаще всего источники сообщают об однократных событиях. Из-вестно, что Квинт Фабий Максим Веррукоз Кунктатор в 209 году до н. э. продал в рабство 30 тысяч жителей Тарента — пожалуй, первый в рим-ской истории случай массовой продажи в рабство побежденных.
Луций Павел Эмилий в 167 году до н. э. уничтожил 70 городов в Эпире и вывел оттуда 150 тысяч рабов. Марий обратил в рабство кимвров и тевтонов — целые небольшие народы, переселявшиеся в Италию — не менее 150 тысяч человек. Тит Флавий после взятия Иерусалима захватил 97 тысяч рабов.
По данным Плутарха, Юлий Цезарь обратил в рабство миллион галлов.
Жителей покоренных стран обращали в рабство и потом: при сбо-рах налогов откупщиками-публиканами местные жители обращались в рабство в счет неуплаты налогов. Публиканы сознательно устанавливали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей заве-домо не могли уплатить. Когда у Никомеда, царя Вифинии потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в рабство римскими откупщиками налогов.
По мнению знаменитого историка античности Мозеса Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов.